8 сент. 2025

Архитектурно-институциональная основа национальной технологической независимости и безопасности России.

КОНСОРЦИУМ ОБЪЯВЛЯЕТ 10 КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

«Цифровой суверенитет — это не просто владение технологиями, а способность государства управлять своей цифровой инфраструктурой, контролировать стратегически важные решения и обеспечивать технологическую независимость в условиях глобальной конкуренции».

Принципы, подготовленные к представлению в Администрацию Президента, формируют фундамент централизованного управления национальной цифровой экосистемой, обеспечивая защиту стратегически важных систем, технологическую независимость государства и закрепление долгосрочного лидерства России в сфере высоких технологий.

Концепция выделяет десять ключевых принципов, которые составляют ядро национальной стратегии цифрового суверенитета и служат прочной основой для устойчивого технологического развития, усиления национальной безопасности и закрепления роли России как ведущей инновационной державы.

1. Архитектурные ядра: контроль над критическими компонентами как фундамент цифрового суверенитета.
Суть принципа:
Национальный цифровой суверенитет невозможен без контроля над критически важными архитектурными компонентами, которые формируют основу всей цифровой инфраструктуры государства. Архитектурные ядра — это «цифровой скелет» нации, обеспечивающий совместимость, безопасность и управляемость всех информационных систем.

2. Институциональный дизайн: цифровизация как управляемый стратегический процесс.
Суть принципа:
Цифровая трансформация — управляемый стратегический процесс, интегрированный в систему государственного управления. Институциональный дизайн обеспечивает согласованность, прозрачность и предсказуемость цифрового развития.

3. Конвергенция секторов: синергия оборонных и гражданских технологий.
Суть принципа:
Устранение барьеров между военным и гражданским секторами для создания стратегической синергии, ускорения технологического развития и эффективного использования ресурсов науки, промышленности и инфраструктуры.

4. Ниши прорыва: Асимметричная приоритетная стратегия для максимального мультипликативного эффекта.
Суть принципа:
Цифровой суверенитет достигается через приоритетные направления, где государство может создать технологические преимущества. Концентрация ресурсов обеспечивает максимальный мультипликативный эффект.

5. Цифровая вертикаль: единое пространство управления и стандартизации.
Суть принципа:
Цифровая вертикаль обеспечивает централизованное управление инфраструктурой, стандартами и данными на всех уровнях государства и бизнеса. Это ключевой инструмент для реализации стратегий архитектурного контроля, институционального дизайна и ниш прорыва.

6. Баланс интересов государства и бизнеса: стимулирование инноваций.
Суть принципа:
Цифровой суверенитет невозможен без гармоничного взаимодействия государства и бизнеса. Баланс интересов обеспечивает эффективное распределение ресурсов, стимулирует инновации и гарантирует реализацию стратегических приоритетов.

7. Унифицированные правила доступа: прозрачность и предсказуемость.
Суть принципа:
Унифицированные правила доступа к технологиям и данным создают прозрачную и предсказуемую среду для всех участников цифрового пространства, включая государственные и частные структуры.

8. Инновационная гибкость: адаптация к новым технологическим вызовам.
Суть принципа:
Гибкость инфраструктуры и процессов позволяет быстро адаптироваться к новым технологическим вызовам и внедрять инновации без потери контроля над критическими компонентами.

9. Ускоренное внедрение отечественных решений: национальная технологическая независимость.
Суть принципа:
Приоритет отечественных решений обеспечивает стратегическую независимость, сокращает внешние риски и ускоряет развитие национальной цифровой экосистемы.

10. Масштабирование инноваций: устойчивый рост и долгосрочный эффект.
Суть принципа:
Стратегическая цель цифрового суверенитета — не только создание технологий, но и их масштабирование, чтобы обеспечивать устойчивый рост и долгосрочный эффект для государства и экономики.

На главную